Морис Шевалье (12.09.1888 - 01.01.1972)

 

Морис Шевалье (настоящее имя: Морис Огюст Шевалье фр. Maurice Auguste Chevalier)

Французский актёр, эстрадный певец и конферансье.

 

 Морис Шевалье  - певец, которого часто называют патриархом французского шансона.

 Шевалье  спел тысячу песен и записал около трехсот пластинок.

Значительных успехов он добился и как киноактер - он играл как во французских кинофильмах,

так и в Голливуде.

В целом его творческая карьера продолжалась почти семьдесят лет

Родился 12 сентября 1888 года в Менильмонтане (это одно из предместий Парижа).

Его отец - Виктор-Шарль Шевалье был по специальности маляром, а мать Жозефинабасонщицей.

У супругов было трое сыновей, и Морис являлся самым младшим из них.
 

В какой-то момент отец спился и бросил семью. И с ранних лет Морис совмещал школу с работой -

так он пытался помочь бедной матери.

В двенадцать лет он стал подмастерьем шансонье и начал выходить на сцену

со своими номерами в различных заведениях Парижа.

Одним из таких заведений было казино «Турель», где мальчик получал за свои выступления

по три франка в день. Постепенно его популярность и его заработки росли, о юном талантливом певце заговорили не только в столице, но и в иных городах Франции.
 

В 1908 году Морис дебютировал как комический актер в короткометражных немых фильмах.

И в 1911 году в фильме «По привычке» он уже предстает перед зрителями в соломенной

шляпе-канотье и с тростью - эти два элемента станут визитной карточкой

сценического образа Шевалье.

С
1909 по 1913 годы Морис был бессменным партнером достаточно популярной на тот момент артистки эстрады Мистенгет и работал вместе с ней в мюзик-холле «Буфф-Паризьен».

К 1914 году Шевалье уже зарабатывал своим творчеством около 4000 франков в месяц -

достаточно большие по тем временам суммы! Когда же в Европе разразилась

Первая мировая война, Шевалье вынужден был прервать успешную карьеру - он отправился

на фронт. Спустя несколько недель в одном из боев он получил ранение в область спины и оказался в немецком плену. Лишь через два года его освободили - причем это произошло

не без вмешательства короля Испании Альфонсо XIII, который являлся почитателем таланта шансонье.

Вернувшись в Париж, Морис снялся в нескольких немых фильмах, но значимого успеха актеру

они не принесли. Куда больше его запомнили по участию в оперетте «Деде»,

показанной в том числе и на бродвейских подмостках в 1922 году.

Примерно в этот же период Морис познакомился с очаровательной танцовщицей Ивонн Валли, которая официально стала его женой пять лет спустя.

Стоит отметить, что в двадцатые годы Морис также создал ряд прекрасных шлягеров, в частности, песню «Валентина» (1924), которая впоследствии прозвучала в нескольких кинофильмах.

Эта песня считается одной из лучших в репертуаре Шевалье.

Когда кинематограф стал звуковым, Шевалье понял, что для него в этой сфере могут открыться новые возможности. В результате ему удалось подписать выгодный контракт с компанией «Paramount Pictures».

В 1929 году он сыграл свою первую кинороль в Штатах - в голливудском фильме

«Невинные Парижа». Успех фильма был поистине феноменальным, как в Америке,

так и в Европе.

В родной Франции Шевалье встречали как победителя, ведь он смог покорить Голливуд!
 

За последующие шесть лет актер снялся еще в нескольких фильмах в Америке -

«Плейбой из Парижа», «Парад любви», «Большой пруд», «Один час с тобой», «Веселая вдова»,

«Люби меня сегодня».

Кстати, в 1930-м году он даже был номинантом на премию «Оскар» в престижной номинации

«Лучшая мужская роль». Но тогда статуэтку все-таки получил другой актер - Джордж Арлисс

за игру в фильме «Дизраэли».

В 1934 году Шевалье развелся с Ивонн, а еще год спустя, в 1935-м, подустав от голливудских нравов, возвратился во Францию.

В 1937 году он снова женился - на этот раз его супругой стала Нита Рая.

Как и первая жена, она была по профессии танцовщицей.

Этот брак продлился достаточно долго - до 1946 года.

Одна из важнейших работ Мориса Шевалье после возвращения на родину - роль в киноленте французского режиссера Жюльена Дювивье «Герой дня». Потом он сыграл еще в нескольких европейских фильмах («Ошеломляйте новостями», «Западня»), но в основном в это время он занимался исполнением своих песен на различных площадках.

Во время оккупации Франции (а она длилась четыре года - с 1940 по 1944-й) шансонье продолжал выступать в Париже. Кроме того, однажды он согласился спеть для французских военнопленных

в Германии. При этом он потребовал отпустить десять пленников,

и они в итоге реально получили свободу.

В 1944 году, когда прогитлеровский режим во Франции был свергнут, Шевалье был обвинен в коллаборационизме, но суд впоследствии его оправдал.

Шевалье не снизил творческую активность и после войны.

Он охотно гастролировал по миру - его концерты с аншлагом проходили в Бельгии, Швейцарии, Дании, Великобритании, Швеции, Канаде...

После 1954 года Шевалье вновь начинает сниматься в Голливуде.

В частности, его можно увидеть в фильме Билли Уайлдера 1957 года «Любовь после полудня».

Интересно, что здесь его партнерами по съемочной площадке являлись такие звезды,

как Одри Хёпберн и Гэри Купер.

В 1958-м году Шевалье появляется в музыкальной мелодраме «Жижи».

И в том же году Шевалье за вклад в киноискусство была присуждена премия «Оскар» - американская киноакадемия наконец-то по достоинству оценила знаменитого шансонье и артиста.

Шевалье продолжал напряженно работать даже в преклонном возрасте.

В начале шестидесятых он опять посетил Соединенные Штаты и снялся в целой серии голливудских картин. В качестве примера следует назвать ленты «Канкан»

(здесь Шевалье довелось поработать с другой легендой мира музыки - Фрэнком Синатрой),

«В поисках потерпевших кораблекрушение», «Джессика», «Фанни» и «Я лучше буду богатой».

А во второй половине шестидесятых Морис Шевалье больше проявлял себя как шансонье -

его концерты устраивались в разных точках земного шара.

В начале октября 1968 года, после празднования своего восьмидесятилетия в мюзик-холле «Лидо», он заявил, что его грядущий гастрольный тур будет прощальным.

По завершении данного тура шансонье действительно уже не давал концертов, не участвовал

в радиопередачах и телешоу.

Впрочем, в 1970 году он записал заглавную песню для полнометражного мультфильма студии

Уолта Диснея «Коты-аристократы», и это, по сути, стало его последней значимой работой.

В декабре 1971 года великого шансонье госпитализировали из-за проблем с почками.

И 1 января 1972 года, прямо во время проведения необходимой медицинской операции,

Морис Шевалье скончался. На тот момент ему было 83 года.

Он был захоронен на кладбище Марн-ла-Кокетт в предместье Парижа.

 

Из книги Мирей Матье «Моя судьба»:

 

...«Сегодня знаменательный день. Я еду к патриарху. Патриарху песни. К Морису Шевалье.

Машина миновала парк Сен-Клу, добралась до Марн-ла-Кокет, поднялась по лесной дороге, в гору, обогнула виллу и остановилась перед белым фасадом с зелеными ставнями, который украшают бронзовые фонари.
Дверь тускло отсвечивает матовым стеклом. Звоним. Отворяет горничная весьма почтенного вида; дворецкий ведет нас через холл, где гостей встречает нарисованный во весь рост на холсте
Шевалье. А Морис Шевалье собственной персоной - у него удивительно свежий цвет лица, а его галстук украшает булавка с жемчужиной - ожидает нас в гостиной, окруженный близкими: тут Феликс Пакэ со своей супругой Маризой и секретарь Мориса с женой Мадлен. Все они ласково улыбаются, как и сам хозяин дома, который обнимает и целует меня.
   - Вот вы какая, милая малышка! И заметьте, я не добавлю «
Пиаф».

Потому что между вами обеими большая разница. Малышка Пиаф шла по теневой стороне жизни, а Вы, Мирей, пойдете по солнечной стороне.
Одной фразой он указал мне путь...
   - В нескольких словах вы сумели объяснить то, что я стараюсь втолковать ей с самого начала, - говорит просиявший
Джонни.
   - А сколько времени вы с ней работаете?
   - Шесть недель.
   - Всего лишь?! Ну вы, видать, времени зря не теряете. Я смотрел по телевизору ее выступление, оно мне очень понравилось.
Я не могу отвести взгляд от его голубых глаз. Какая у него обаятельная улыбка!

Именно таким я его и представляла себе по фотографиям.

И этот неповторимый голос с чисто парижским произношением, которому я невольно начинаю подражать!
   - Я слышал, что она скоро примет участие в «
Шоу Эда Салливана»? Невероятно!
   - Да, 3 марта.
   - Мы будем в
Америке в то же время. 12 февраля я уезжаю в Пуэрто-Рико.

Представьте себе, я должен буду заменить там Джимми Дьюранта, которому всего

семьдесят три года. Нечего сказать, нашли новичка! Затем отправлюсь в Чикаго, Даллас, Хьюстон...

Когда-нибудь такую поездку совершит и наша малышка! Вы еще объедете весь свет, Мирей.

Я, признаться, изумлен, что они решились пригласить меня, невзирая на мой возраст.

Что ни говори, а ведь уже семьдесят восемь стукнуло! В свое время я подумал: нужно уступить дорогу молодым. Надо сказать, что я почувствовал приближение «новой волны» еще в 1957-м году... я уже тогда казался старомодным. Меня это не удивляло.

И вдруг меня приглашают в Америку. Придется изменить не только обстановку, но и кое-какие взгляды. В Америку! Просто диву даешься! Мною вновь интересуются! И предлагают контракт.

В мои-то годы! Предлагают сниматься в кино вместе с Гэри Купером и очаровательной

Лесли Карон, а также в студии Уолта Диснея... Я приобретаю мировую известность, чего прежде никогда не было. Меня опять вызывают на сцену! Я готовлю новый сольный концерт.

Как это ни глупо звучит, но я только в семьдесят пять лет удостоился наивысших похвал критики! Так что сами видите, Мирей, какое у нас окаянное ремесло.

Думаешь, что постиг все его тайны, и вдруг... внезапные взлеты или падения!


Шевалье приглашает меня осмотреть дом.
   - Вы уже побывали в каком-нибудь музее? (Я отрицательно качаю головой.)

Так вот, у меня здесь нечто похожее! Вы собираетесь в Брюссель? Вероятно, увидите там «Писающего мальчика». Впрочем, на это у вас, возможно, не будет времени.

Люди не понимают, что нам приходится выбирать: ехать в чужую страну как туристу или как артисту! Когда тебе надо каждый вечер выходить на сцену, ты не в силах взбираться на колокольни и отыскивать места, откуда лучше любоваться городом.

Словом, «Писающий мальчик» - это бронзовый человечек, своего рода фонтан, из которого в землю бьет струя. По праздникам бельгийцы наряжают его.

И я... в каком это было году, Феликс? Ах да, в 1949-м. Так вот, я обрядил эту статую в смокинг и надел на нее соломенную шляпу. Вокруг собралась большая толпа.

В знак уважения жители Брюсселя и подарили мне эту маленькую бронзовую статуэтку.

Она вас насмешила?
   - При взгляде на нее я подумала о своем младшем братце.
   - Но ваш братец не носит
соломенной шляпы. И, вероятно, не щеголяет в смокинге?
   - Конечно, нет, но зато
все остальное при нем...

  - Знаете, мне необыкновенно повезло: я родился в бедной семье.

С ранних лет мне пришлось зарабатывать на хлеб, помогать матери.

И потому самым важным в жизни были для меня Бог, мама и моя работа.

Служение французской песне стало для меня своего рода религией.

Так вот, думаю, что вы вступили на тот же путь, что и я...


У меня такое ощущение, будто я купаюсь в лучах солнца.

Я чувствую, что могу и готова стать рыцарем песни, таким рыцарем, какой изображен в моем школьном учебнике истории.

Морис подсказал мне девиз, которому я должна следовать всю жизнь.

Я не умею читать в будущем, однако верю, что обрела надежные доспехи...
Накануне его отъезда в
Америку я звоню ему по телефону:
   -
Господин Шевалье, это Мирей...
   - О, как мило с вашей стороны. Называйте меня
просто Морис.

Мне хочется переделать в Вашу честь одну из своих песен. Вы ее знаете: «Я, белокурая Мими, отправилась вокруг Земли». Надо лишь сменить парик, и я стану петь: «Я, чернокудрая Мими,

забыв про свой багаж, в десятый раз вокруг Земли отправилась в вояж
Мы оба долго смеемся. Я говорю, что желаю ему доброго пути, и спрашиваю:
   - Вы
отправляетесь самолетом?
   - В моем возрасте,
Мими, уже нет времени на то, чтобы отправляться пароходом»...

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

Mireille Mathieu "Ma Pomme" 1971 (extrait)
Mireille Mathieu "Ma Pomme" Répétition (extrait)
Maurice Chevalier "Valentine" (extrait)
Mireille Mathieu "Le canotier de Maurice Chevalier" (extrait)

Избранные песни:

«Valentine»

«Ah! Qu'elle est belle»

«Bonjour les demoiselles»

«Femmes de France»

«Honoré»

«L'amour est passé près de vous»

«Les moutons»

«Ma pomme»

«Mes demoiselles»

 «Oh! Maurice»

«On veut tant s'aimer»

«Polka des barbus»

«Quand y'a une femme dans un coin»

«Tous bolchévistes»

«Weeping Willie»

«Vous ne direz pas toujours non»

«À la française»

Большинство фотографий и видео представленных на сайте, являются частной собственностью

Abilène Disc и Uneviedamour.net

Все права защищены

(P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC Tous Droits Réservés
(P) & (C)  EXCLUSIVE  PROPERTY   ABILENE DISC  All Right Reserved