"Никогда не забуду"

В третий раз гастролировала Мирей Матье в нашей стране.

Десять концертов в Москве и десять в Ленинграде, огромные мно­готысячные залы московского спорт­комплекса "Олимпийский" и спор­тивно-концертного комплекса в Ленинграде, до краёв заполненные публикой, гора цветов, вырастающих на сцене к концу каждого вечера. Между её приездами примерно десятилетие, и нам кажется,

Мирей меняется на наших глазах.

Нет, не внешне. Другой становится Мирей Матье - певица.

С годами пришли большая глу­бина чувств, эмоциональная открытость, уверенное осмысление песни. Если раньше французская певица удивляла красотой и силой своего голоса, то теперь она может потрясти драматизмом трактовки, захватить мастерством пластического решения.

В прошлом году, когда после две­надцатилетнего перерыва Мирей снова вышла на парижскую сцену и её спектакль во Дворце конгрессов с характерным названием

"Мейд ин Франс", наполненный полемическим запалом и откровенной направленно­стью

в защиту прекрасной французской песни, стал заметным явлением не только в творчестве певицы, поэт Пьер Деланоэ писал: "Представляете ли вы её во фригийском колпаке у подножья ветряной мельницы, бросающую в лицо звонкую "Кармань­олу", поддерживая

дух у восставшей бедноты? Представляете ли вы её рядом с Руже де Лилем, молодым

поэтом и композитором, показыва­ющим ей своё детище - "Марсель­езу", которую она

будет сегодня исполнять как самую популярную народную песню? Слышите ли вы её, поющую "Время ландышей" собравшимся коммунарам или мужественным солдатам

генерала де Голля? Я не только слышу, но и вижу её. Маленькую, хрупкую, решительную, упрямо откидывающую ниспадающую на лоб иссиня-чёрную прядь густых волос.

Мирей выбрала свой музыкальный стиль - она поёт о том, что ей рассказала земля,

что она услышала на соседней улочке. Поёт, потому что не может не петь так, как у нас

пели испокон веков. И наплевать ей на все моды, на тех, кто считает, что петь сегодня

по-французски можно только под музыку "рока" или "диско". Она из страны Мистраля и Паньоля, и её идолом на все времена была и есть "королева французской песни" Эдит Пиаф".

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

...За те две недели, что Мирей была в Москве, мы не раз беседовали с ней: аэропорт, гостиница, артистическая комната в "Олимпийском" становились местом встреч. И хотя столичная программа была насыщенной, певица охотно соглашалась вести "интервью с продолжением", не ссылаясь на занятость и усталость. И в этом проявилась одна из главных черт её характера - серьёзный и уважительный подход к работе, своей собственной и чужой.

- Мирей, за то десятилетие, что мы не виделись, что произошло в Вашей творческой жизни, что наполняло её?

- Конечно, десять лет в жизни человека это немало, а в творчестве - тем более. Становишься взрослее, мудрее, происходит переосмысление многих вещей. Незыблемым для меня осталось главное - страстная любовь к профессии, которой я посвящаю себя целиком, порой жертвуя даже личной жизнью. Я много путешествую по миру с гастролями, конечно, скучаю по близким людям - маме, сёстрам и братьям, друзьям, люблю возвращаться домой, но всё-таки настоящий мой дом - сцена. Быть всегда в форме - непросто, но считаю, что певице необходимо соблюдать такую же строгую дисциплину, как спортсмену. Улыбаюсь, когда слышу разговоры, что артистический труд лёгкий. Профессия артиста - это 99% труда и только остальное - талант, вдохновение. За два-три часа до начала спектакля я уже в театре. Сажусь в пустое кресло в зале и стараюсь как бы проникнуться чувствами тех, кто будет здесь сегодня вечером. Мне это очень важно... Потом приходят мои музыканты и дирижер Жан Клодрик (мы с ним работаем уже семь лет), Вы видели его на концертах в Москве и Ленинграде, где ему пришлось выступать с интернациональным советско-французским оркестром, сопровождавшим мои гастроли.


Итак, за полтора часа до выступления я распеваюсь, репетирую те песни, которые считаю необходимым повторить. Перед самым началом концерта ужасно волнуюсь, страх буквально сковывает меня, и так каждый раз, где бы ни пела - в Москве или Нью-Йорке, Братиславе или Лондоне... Но вот первые две-три песни спеты, я чувствую дыхание зрительного зала и уже целиком отдаюсь представлению, музыке, забывая обо всем... Наверное, поэтому никогда не могла петь под фонограмму - ведь каждый раз и ты, и твой зритель разные. Как же можно давать ему стерильную запись, сделанную в студии! Такой же неестественной мне кажется и запись на видеоклипах. Там все зависит от умения режиссера, оператора, а отнюдь не от таланта исполнителя. Для меня идеальный вариант - сцена, микрофон, зритель.
Я благодарна судьбе, наградившей меня голосом, который позволяет обращаться к людям самых разных стран, рассказывать в песнях о том, что люблю, что меня волнует... Но не считаю, что всего достигла. Поэтому по-прежнему продолжаю заниматься вокалом, беру уроки танца, актёрского мастерства. Пока артист выступает, он обязан совершенствоваться...


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За то десятилетие, что прошло после нашей встречи в Москве, в моей жизни  было немало ярких и важных событий. Во-первых, это концерты в самых разных точках планеты. Свежи в памяти недавние гастроли в Китае, где я оказалась первой французской певицей, приглашённой за последние годы правительством. В знак признательности я даже выучила китайскую песню. Вообще считаю, что слушателям приятно, если исполняются песни на их родном языке. Я пою на английском и итальянском, испанском и немецком. В Москве и Ленинграде постаралась спеть по-русски "Подмосковные вечера", и зал с удовольствием подхватывал знакомую мелодию. В следующий приезд надеюсь пополнить свой "русский репертуар" песнями Раймонда Паулса, чья музыка показалась мне яркой и оригинальной. Я услышала по телевизору его песню "Вернисаж" и буквально в неё влюбилась. Может быть, мне даже удастся подготовить "цикл песен Паулса", и я запишу их на русском и французском языках.

Но пока это планы...
Большое значение из сделанного за прошедшее время я придаю пластинкам, связанным с моими концертными программами, в частности, диску, который называется "Великие французские песни", - в него вошли песни, хорошо известные в Советском Союзе: "Не покидай меня", "Гимн любви", "Жизнь в розовом свете", "Это так хорошо", "Падам, падам..." и другие, звучавшие и в нынешних моих концертах. В прошлом году вышла пластинка, как бы предварившая мой парижский спектакль. "Мейд ин Франс" - "Сделано во Франции". Она так и называется, а песня "Мейд ин Франс", для меня программная, открывала выступления в Москве. Я по натуре "галльский петух", влюблена в свою страну, считаю, что мы должны гордиться своими корнями, и мне чуждо появление во французской музыке англо-саксонских мелодий. В песне "Мейд ин Франс" говорится о том, что, конечно, прекрасно проснуться в Венеции, плавать в гондоле по её каналам, любоваться красотами Акрополя, но мне нужна моя провинция, где я родилась, на земле которой я пела и танцевала ещё ребёнком.
В спектакле "Мейд ин Франс" была ещё одна, не менее важная для меня песня - "Орлеанская дева", как бы обращение Жанны д’Арк к живущим сегодня на земле Франции, чтобы они помнили о своей истории, культуре, наконец, о крови, которая течёт в их жилах...


Счастлива была, когда советская публика поняла и приняла эти мои новые песни. Я не занимаюсь политикой, но со сцены часто говорю о вещах, которые меня волнуют. Может быть, это утопия, но я верю, что на земле будет мир. И мне хотелось сказать об этом в песнях "Тысяча голубок" и

"Три миллиарда людей на земле". Вообще, важно, чтобы артист своим искусством нёс людям добро. Для меня, например, было незабываемым выступление несколько лет тому назад на Папской площади в родном Авиньоне, куда меня пригласили для участия в гала-концерте, средства от которого пошли на то, чтобы дети из бедных семей и старики получили возможность провести летний месяц у моря. И даже вдруг обрушившийся тогда на Авиньон сильный мистраль - ветер, который буквально вырывал из рук микрофон, не помешал мне допеть свои песни. Я ратую за то, чтобы каждый артист внёс свой вклад в доброе дело - идёт ли речь о борьбе за мир на земле, о помощи голодающим в африканских странах или тем, кто поражен тяжёлым недугом. Стремление всегда спешить на помощь людям воспитано во мне родителями. Я очень благодарна им за это...
У нас большая и дружная семья.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недавно умер отец, и я чувствую себя старшей. Счастлива бываю, когда "вытаскиваю" маму в Париж, но особенно все мы любим собираться у неё в Авиньоне. Профессии у нас самые разные: булочники, цветочники, медсёстры, продавцы, владельцы кабинетов красоты и даже... безработные - к сожалению, это тоже иногда профессия. Правда, поездки в Авиньон - редкость, времени свободного совсем мало.
Много часов уходит на прослушивание новых песен, которые мне присылают в магнитофонной записи. Обычно делаю это вместе с моим продюсером Джонни Старком и Жаном Клодриком; кстати, он аранжирует большинство моих песен и немало написал специально для меня.

Я рада, что круг авторов у нас довольно постоянный. В нынешнем году хочу попробовать впервые в жизни записаться в Англии с "Пинк Флойд". Собираюсь решиться на на один эксперимент - сыграть роль молодой итальянской крестьянки в фильме известного американского режиссёра.

Но пока это тоже лишь проекты. Признаюсь, мне и раньше не раз предлагали сниматься в кино, но сценарии были откровенно слабые, расчитанные в основном на мою популярностъ и голос, интересной работы для себя я там не видела.

 

В мои ближайшие планы входят и гастроли в Советском Союзе, потому дни, проведенные в Москве и Ленинграде, где мне был оказан столь пышный, необыкновенный приём, никогда не забуду. Я объездила весь мир с концертами, но такого уважения к артисту, как в Вашей стране, не встречала, считаю, что моему успеху в СССР способствовало и то, что со мной выступал замечательный интернациональный оркестр и известный

во всём мире хор Советской Армии. Не забудутся мне и разговор с автором "Подмосковных вечеров" - поэтом Михаилом Матусовским , и время, проведённое в мастерской художника Ильи Глазунова, который нарисовал мой портрет, и общение с незнакомыми людьми на улицах, в театре, гостинице, с людьми, которые так искренне, так непосредственно выражали мне чувства любви и признательности.
С радостью и надеждой я говорю: до новых встреч!

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

  (P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC 

Tous Droits Réservés

                                                                                                                                                             © Журнал "Музыкальная жизнь", № 17, 1987 год
                                                                                                                                     © Татьяна Бутковская (интервью)
                                                                                                                                                                       © Uneviedamour.net (редакция, архивные материалы)

Большинство фотографий, видео, Авторских статей представленных на сайте, являются частной собственностью 

Abilène Disc и Uneviedamour.net

Все права защищены

(P) & (C)  PROPRIETE EXCLUSIVE ABILENE DISC Tous Droits Réservés
(P) & (C)  
EXCLUSIVE  PROPERTY   ABILENE DISC  All Right Reserved